Фердина́нд (нем. Ferdinand) — немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась Элефант (Elefant), 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger(P), Sturmgeschütz mit 8,8 cm Pak 43/2 и Sd.Kfz.184. Эта боевая машина является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, она приобрела очень широкую известность, с ней связано большое количество легенд.
САУ «Фердинанд» была разработана в 1942—43 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger(P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою неуязвимость для огня советской противотанковой и танковой артиллерии. В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина. В Красной Армии «Фердинандом» часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку. История создания
История создания «Фердинанда» тесно переплетена с историей создания знаменитого танка «Тигр I». Этот танк разрабатывался двумя конкурирующими конструкторскими бюро — «Порше АГ» и «Хеншель». Зимой 1942 года началось изготовление опытных образцов танков, получивших название VK 4501(P) («Порше АГ») и VK 4501(H) («Хеншель»). 20 апреля 1942 года (в день рождения фюрера) опытные образцы поступили на полигонные испытания, выявившие преимущество машины Порше. Кроме того, машина Порше требовала меньших доработок для серийного производства. Фирма «Нибелунгенверк» уже начала сборку первых танков, но в итоге в серийное производство пошла все-же машина «Хеншель». Причиной этого считаются проблемы с электромеханической трансмиссией танка Порше, а также использование в танке большого количества дефицитной меди. Определенную роль сыграл и конфликт Фердинанда Порше и немецкого Управления Вооружений.
В марте 1942 года Гитлер приказал создать тяжёлую противотанковую САУ, вооруженную мощной 88-мм пушкой Pak 43. 23 июня 1942 года при разговоре Гитлера с Альбертом Шпеером было решено переделать в САУ все готовые и находящиеся в производстве танки Tiger(P). С этого момента история «Тигра» Порше закончилась, и началась история «Фердинанда».
При проектировании «Фердинанда» Порше использовал опыт создания двух экспериментальных САУ 12.8cm K 40(Sf) auf VK3001(H). Эти тяжёлые машины, вооруженные 128-мм зенитными пушками, проходили войсковые испытания в 1942 году. Проект «конверсии» танков в САУ делался КБ «Порше АГ» и фирмой «Алкетт» в большой спешке, что не лучшим образом отразилось на конструкции машины — в частности, по не выясненным причинам построенные самоходки не имели предусмотренного проектом курсового пулемёта и наклонного расположения листов дополнительного бронирования. Зимой 1943 года на фирме «Нибелунгенверк» началась переделка танковых шасси в САУ. К весне 1943 года первые машины начали поступать на фронт. В знак уважения к создателю Гитлер в феврале 1943 года приказал присвоить новым самоходкам его имя.