Место приписки: VI военный округ Соединение, прозванное «Дивизией-борзой» (116. Panzer-Division «Windhund»), было сформировано 28 марта 1944 из остатков потрепанной в боях 16-й моторизованной дивизии. Из 16-й дивизии выделили 116-й танковый батальон (Рапzer-Abteilung 116), который развернули в 16-й танковый полк (Panzer-Regiment 76), а затем в 179-ю (резервную) танковую дивизию [179. (Reserve) Panzer-Division]. Поскольку дивизия формировалась из уже имевшихся частей, для обучения и развертывания времени потребовалось не много. Через три месяца дивизия уже заняла позиции на Сене, ожидая возможного вторжения англо-американских войск. Тем не менее, 1-й батальон танкового полка еще оставался на учебных полигонах в Германии, осваивая новые «Пантеры». 2-й батальон, находившийся во Франции, имел на вооружении уже устаревшие Pz. Kpfw. IV и еще более старые Pz. Kpfw. III.
До июля дивизию не вводили в бои — она была придана 47-му танковому корпусу из 7-й армии, входившей в группу армий «Б» генерал-фельдмаршала Роммеля. Судя по письменным свидетельствам ее командира, графа фон Шверина, ее держали в резерве для «участников покушения 20 июля» и именно поэтому ее не бросили в битву за Нормандию, хотя она и находилась достаточно близко к фронту. Дивизия наконец передвинулась в зону боевых действий в конце июля.
В начале августа 1944 г. дивизия участвовала в контратаке под Мортеном — одном из крупнейших танковых сражений на Западе, когда немцы пытались остановить прорыв американских бронетанковых сил (операция «Кобра»). 116-я дивизия была отброшена назад в Фалезский котел, откуда ей удалось вырваться только ценой тяжелых потерь. После отступления из Нормандии в дивизии оставалось лишь 600 человек и 12 танков, но вскоре ей была поставлена задача по обороне пограничного Ахена.
В середине сентября дивизия участвовала в боях в районе Экс-ла-Шапель. Примерно в это время был снят с должности командир дивизии, генерал фон Шверин, за то, что приказал оставить город Экс-ла-Шапель. В сентябре - октябре 1944 г. она являлась частью 1-го танкового корпуса СС (7-й армии). Ее отправили в район Дюссельдорфа на реорганизацию. К ней присоединилась 108-я танковая бригада, и численность личного состава увеличилась до 11,5 тыс. чел., но количяество танков не превышало 14 на роту. В начале октября 1944 г. дивизию снова вернули под Ахен. 21 октября Ахен стал первым немецким городом, захваченным американцами.
В конце октября 116-й танковой дивизии было приказано вести оборонительные бои против американцев в Хюргтенском лесу. 8 ноября дивизия добилась важной победы (правда, для немцев на этом этапе войны любая победа была важна), отбив город Шмидт у американской 28-й пехотной дивизии. Бой был ожесточенным, но немцы потеряли всего 15 танков.
После этого успеха дивизию отвели в Кельн для подготовки к планируемому наступлению в Арденнах — операции «Стража на Рейне» (Wacht am Rhein). Дивизия была включена в состав 5-й танковой армии и ей было отведено место среди соединений, возглавивших наступление на южном фланге, и она доблестно сражалась. После провала операции 116-ю перевели в Клеве на голландской границе, где она возглавила разрозненные подразделения, отражавшие наступление американской 9-й армии с юга, и 1-й канадской армии и XXX британского корпуса с севера. Дивизии угрожала опасность оказаться запертой в Вессельском котле, и 5 марта 1945 она была вынуждена отойти за Рейн, разрушив за собой мост.
24 марта дивизию перевели в состав 47-го танкового корпуса Группы армий Н с задачей остановить наступление американских войск к югу от реки Липпе. В течение двух последующих дней вновь «Борзая» сдерживала все попытки американцев пробиться к востоку, но после того, как британская 6-я гвардейская бронетанковая бригада обошла ее с фланга, сильно ослабленная дивизия вынуждена была отойти. В апреле 1945 г. остатки дивизии обороняли северный участок Рурской долины, а 18 апреля, когда сопротивление немецких войск в Рурском котле было сломлено, уцелевшие сдались солдатам американской 9-й армии.
Как и Образцовая танковая дивизия, 116-я танковая показала, что в тех случаях, когда новое соединение формируется вокруг крепкого ядра опытных ветеранов и оснащается по высшим стандартам, от него можно ожидать очень высокой надежности и больших успехов. Но даже этого совершенно недостаточно при недостатке топлива, боеприпасов и пополнений, особенно если противник обладает подавляющим преимуществом, прежде всего в воздухе.