Разработка и производство истребителя танков «Hornisse» (позже «Nashorn»)
Самоходные установки «Hummel» и «Nashorn» (пока ещё выполненные из обычной конструкционной, а не броневой стали) были представлены Гитлеру в октябре 1942 г. Обе машины произвели на фюрера большое впечатление, но приоритет вождь отдал «Хуммелю». Тем не менее, промышленность получила заказ на изготовление по сотне самоходок каждого типа к маю 1943 г., к моменту завершения подготовке операции «Цитадель» (первоначально наступление в районе Курского выступа плакировалось на май 1943 г.) Темп производства был определен в 20 машин ежемесячно, но приоритет был за «Хуммелем». До конца войны промышленность Германии дала войскам 881 самоходную установку «Hummel» и 494 «Насхорна». Комбинация пушки 8,8 cm Panzerabwehrkanone-43/41 на комбинированном шасси танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV представлялась временной мерой. Ствол пушки был достаточно прост в производстве, однако казённая часть орудия технологичностью не отличалась. Пушка 8,8 cm Panzerabwehrkanone-43 имела горизонтальный скользящий затвор, заимствованный у 75-мм орудия PaK-40 и упрощенный полуавтоматический механизм заряжения, который использовался на пушке PaK-43. Несмотря на ряд недостатков, пушка Panzerabwehrkanone-43/41 являлась исключительно мощным оружием: известен случай уничтожений из него шести танков Т-34 с дистанции 3500 м.
Серийный выпуск самоходок «Nashorn» начался на заводе фирмы Дойче Эйзенверке в Теплитц-Шёнау в феврале 1943 г., шасси для истребителей танков поставлял завод этой же фирмы, расположенный в Дуйсбурге Бронелисты изготавливала фирма Витковицер Бергбау унд Эйзенхюттен Геверкшафт. Как и в случае с «Хуммелем» из-за нехватки двигателей и трансмиссий сто заказанных машин к маю 1943 г. изготовить не удалось. До конца июня войскам передали 85 истребителей танков «Хорнисс» («Hornisse»).
В отличие от «Хуммеля», конструкция которого постоянно изменялась в ходе серийного производства, «Nashorn» практически не подвергался ревизиям. Крайне сложно отличить истребитель танков «Nashorn» раннего выпуска от машины одной из последних производственных серий. Как и «Hummel», «Nashorn» имел расположенный в кормовой части глушитель, две фары Bosh, и запасные опорные катки в передней части машины, транспортировочную опору для ствола орудия. Машины «Nashorn» раннего выпуска оснащались ведущими колесами от танка Pz.Kpfw. III Ausf. E, опорными катками с резиновым бандажом от танка Pz.Kpfw. IV Ausf. D и ленивцы от танка Pz.Kpfw. IV Ausf. F. На машинах позднего выпуска ставились ведущие колеса от танка Pz.Kpfw. III Ausf. J.
Главным усовершенствованием внедренным в конструкцию «Хуммеля» в начале 1944 г., стала общая, на всю ширину корпуса машины, бронерубка радиста и механика-водителя. «Насхорн» подобную рубку так и не получил. На поздних «Насхорнах» ставилась упрощенная стальная опора для закрепления ствола орудия в транспортном положении, одна (вместо двух) фара Bosh, не монтировался глушитель, отсутствовали задние брызговики. Вышеперечисленные отличия, впрочем, не являлись обязательной догмой. Подобные изменения в облике самоходки можно было встретить на самоходках любой производственной серии, начиная едва ли не с самой первой. Демонстрируемый в Кубинке образец имеет отличия, характерные для как для ранних, так и для поздних машин. Так, опора ствола характерна для машин раннего выпуска, ведущее колесо — от танка Pz.Kpfw. III Ausf. J, одна единственная фара Bosh установлена по левому борту машины, узел крепления запасного опорного катка характерен для машин ранних выпусков, вместо единого выхлопного патрубка с глушителем имеется две расположенных по бортам выхлопные трубы, имеются в наличии задние брызговики. Самоходка, представленная в музее Абердина, близка к варианту, который с определенной натяжкой можно считать «стандартным». Внутренних отличий поздних машин от ранних было больше, чем внешних, однако обнаружить их по фотографиям почти невозможно